Виктор д'Авиль (kanzzler) wrote,
Виктор д'Авиль
kanzzler

Старое доброе кино

Давненько не писывал я рецензий - все от дефицита достойных рецензирования современных картин, бороздящих просторы синемапарков нашего времени. А тут посмотрели мы с женой историческую эпопею "Юность Петра" и ее продолжение "В начале славных дел" - и захотелось написать о них сюда.
Дмитрий Золотухин в образе Петра Первого - это уже своего рода архетип в сознании нашего поколения. Его актерская игра - это действительно 100% попадание в образ - каждым жестом, взглядом, скрытым и явленным чувством или порывом. А Меньшиков в исполнении покойного ныне Яременко-младшего, отчего-то напомнил своей повадкой котика из Шрека-2 - столь умилительно жмурится, что едва ли не мурчит в кадре:))) Зато сразу весь характер любимца Петра в этой кошачьей повадке.

Но порой Петра-Золотухина затмевали талантом эпизодические персонажи, народ русский играющие. Конечно, в том, что герои фильма говорят языком той эпохи - огромная заслуга А.Н. Толстого, по роману которого и поставлены обе картины. Причем не по мотивам, а именно по роману, что и сохраняет языковой колорит переходной от Московской Руси к России эпохи. Но персонажи оживают и обретают голос, характер и второе рождение именно благодаря увлеченной игре всех актеров. Всегда видно по их работе, как снимался фильм, с каким настроем, с каким вдохновением - была ли это большая ролевая игра, захватившая воображение, или просто отработка своего гонорара, как это, увы, часто случается в современном кино. (По этой причине я даже опасаюсь смотреть премьеру "Волкодава" по Семеновой - как бы не разочароваться. Хоть сюжет и не сильно исторический, но было бы обидно испортить это эпическое повествование плохой актерской игрой).
Отдельно хочется отметить работу оператора - это надо уметь снять старую Москву так, будто бы и нет вокруг Кремля и Новодевичьего монастыря никакого иного города, кроме деревянных посадов. И натура, конечно, весьма оживляет действие - одно дело снимать в павильоне среди картонных симулякров, и совсем иное - ловить призраки прошлого там, где они до сих пор витают...
Костюмы стоят упоминания не только в контексте их богатства, но и в качестве символа переходного времени - девицы, еще вчера сидевшие по теремам и не вылезавшие на люди простоволосыми, без платков и нарядных кокошников, сегодня неловко жмутся в новых кринолинах или смело щеголяют новомодными прическами от "хранцузских куаферофф". Боярские высоченные шапки сменяются новомодными париками, долгополые шубы - короткими кафтанами, а их носители брюзжат о падении нравов и ругают Петра за кофей и табак, завезенные им в Россию, и за чрезмерное увлечение иностранщиной. А народ плюется на чучело крокодила, выписанное Петром из Голландии для будущей Кунсткамеры.
В сравнении с Европой, уже вступившей в пору мировых потрясений в виде ВФР, Московия еще младенец ясельного возраста, с патриархально-батраческим сознанием. Но Петр тащит этого младенца то в Архангельск корабли строить, то на Азов - турок гонять, то в Голландию за ученостью, то в устье Невы - укреплять форпост новой российской державы. И ребеночек подрастает прямо на глазах!
Этот фильм интересно смотреть с точки зрения синхроний и повторений - ведь Россия 20 века в очередной раз после Петра вильнула попой в сторону Запада, и качнулась-было назад, да уж поздно - народ привык к превосходству иномарок, техники, образа жизни с маркой made in... над тем, что может считаться русским. И подумалось мне, что отставание России от многих цивилизованных стран - фактор непростой, и далеко не всегда трактуемый негативно. Возможно, что в этаком более чем вековом "лежании на печи" и последующем резком рывке и состоит особый русский путь? Ведь поменял же Петр менталитет русской нации, пусть и была заплачена за это великая цена.
Уф... получился какой-то неожиданно русофильский пост:) Но стало быть, смог режиссер передать в этих лентах ту Россию, за которую можно побороться, которую можно любить и чтить, как родину! В общем, если уж воспитывать новое поколение россиян на патриотическом материале - то эти фильмы как нельзя лучше подходят столь благородной цели. В них содержится история народа, а не только царя, который является фигурой особой, не сравнимой с массой своих подданных.


Решено купить в продолжение темы "Россию молодую" - другую эпохальную ленту, но с тем же Петром в исполнении Золотухина:)
А вы смотрели?
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Comments allowed for friends only

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments